Russian Belarusian English

Справочно-информационный телефон поликлиники:

+375 17 210 71 05 (круглосуточный автоответчик)
*стоимость соединения 0,0135 р. за одну минуту (согласно междугороднему тарифу РУП «Белтелеком»)

Отделение профосмотров:

+375 17 267 69 27
+375 17 265 09 59
+375 29 372 02 93

e-mail: info@24gp.by

Отделение по освидетельствованию
водителей:

+375 17 237 05 60 - автоответчик
+375 17 267 69 61
+375 44 735 74 46
+375 29 559 45 77

Что такое АУТИЗМ?

Аутизм означает погруженность в себя и потерю реальности отношений. Следует заметить, что термин “аутизм” применяется в разных значениях – как симптом шизофрении, а с другой стороны, как понятие болезни – ранний детский аутизм. Далее речь пойдет о заболеваниях относящихся к общим расстройствам психологического развития (по МКБ-10 F84).

050Это группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

Определяющими симптомами данной группы расстройств являются:

*погруженность в себя и обусловленные им нарушения контактов. В тяжелых случаях ребенок не имеет контактов с окружающими людьми с начала жизни, и даже мать использует только как объект. При этом создается впечатление, что у него нет никаких потребностей в таких отношениях, а если ему их навязывают или принуждают, он их отклоняет как нудные и отягощающие. С другой стороны, создается впечатление, что ребенок живет оживленной внутренней жизнью, которой никого не допускает. Соответственно выражение его лица не производит слабоумного впечатления, но часто оно дифференцированное и тонкое. Многие дети имеют примечательно красивое, но не по-детски взрослое лицо. Выраженное нарушение способности к невербальным действиям (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов). Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми;

*сильная объектная привязанность, которая проявляется в выраженных случаях как стойкая сосредоточенность на определенного рода вещах (колеса, банки, веревки…), легких случаях это ограниченные специальные интересы, что в основном соответствует всей мыслительной активности ребенка;

*страх перед переменами, который в выраженных случаях приводит детей к панике, если они свои предметы находят не на прежнем месте и не в прежнем порядке. В более легких случаях этот страх перемен выражается в особой склонности к ритуализации повседневных действий;

*расстройство речи в типичных случаях так выражены, что практически не происходит никакого развития речи и, вероятно, понимания речи. В более легких случаях развитие речи хорошее, даже обгоняющее сроки, оно часто примечательно неологизмами, ненатурально вычурными оборотами или постоянными повторениями определенных речевых оборотов или слов. При повторении речь идет не о смысле, а о звучании слов.

В выраженных случаях диагноз устанавливается относительно рано, нередко до 3 лет, на основании нарушений контакта, задержки развития речи и характерного поведения.

В МКБ-10 выделяют следующие аутистические расстройства:

F84.0 Детский аутизм

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

F84.1 Атипичный аутизм

051Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное раннее развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

F84.5 Синдром Аспергера

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка или задержка развития речи и познания. Эти дети вначале не привлекают внимания. Часто они рано начинают говорить. Нарушение контакта происходит больше по типу отчуждения и ситуационно совершенно не оправдываемого поведения, что выражается в отсутствии почтительности и заботы о реакциях окружающих. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды. 

Больные страдающие данными расстройствами в течении всей жизни нуждаются в попечении и в защитной поддержке. При синдроме Аспергера социальное участие зависит в основном от интеллекта и готовности окружения преодолеть аутизм и подготовить ребенка к образованию и полезной деятельности, оценить его индивидуальные возможности и их использовать.

Крайне важным являются поддержка и консультирование членов семьи; родителям необходимо объяснять, что аутизм не является следствием неправильного воспитания ребенка. Существуют ассоциации и группы самопомощи для родителей, дети которых страдают аутистическим расстройством.