Цифровая безопасность

ПОМНИТЕ:

Если вы или ваши близкие стали жертвами мошенников или вы подозреваете, что в отношении вас планируются противоправные действия – незамедлительно обратитесь в ближайший отдел милиции.

 

Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в интернете

  • Установите антивирусное программное обеспечение с самыми последними обновлениями антивирусной базы. Регулярно обновляйте антивирусные программы либо разрешайте автоматическое обновление при запросе программы.
  • Отслеживайте появление новых версий операционных систем и своевременно устанавливайте обновления к ним, устраняющие обнаруженные ошибки.
  • Регулярно обновляйте пользовательское программное обеспечение для работы в сети, такое как интернет-браузер, почтовые программы, устанавливая самые последние обновления.
  • Никогда не устанавливайте и не сохраняйте без предварительной проверки антивирусной программой файлы, полученные из ненадежных источников: скачанные с неизвестных web-сайтов, присланные по электронной почте, полученные в телеконференциях. Подозрительные файлы лучше немедленно удалять.
  • По возможности, не сохраняйте в системе пароли (для установки соединений с Интернетом, для электронной почты и др.) и периодически меняйте их.

Регулярно выполняйте резервное копирование важной информации.

Мошенничество с банковскими картами

Банковская карта – это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.

Рекомендуем всем владельцам пластиковых карт следовать правилам безопасности:

пин-код - ключ к вашим деньгам.

  • Никогда и никому не сообщайте ПИН-код вашей карты. Лучше всего его запомнить. Относитесь к ПИН-коду как к ключу от сейфа с вашими средствами.
  • Нельзя хранить ПИН-код рядом с картой и тем более записывать ПИН-код на неё – в этом случае вы даже не успеете обезопасить свой счёт, заблокировав карту после кражи или утери.
  • Не позволяйте никому использовать вашу пластиковую карту – это всё равно что отдать свой кошелёк, не пересчитывая сумму в нём.
  • Если вам позвонили из какой-либо организации, или вы получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код под различными предлогами, не спешите её выполнять. Позвоните в указанную организацию и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники. Помните: хранение реквизитов и ПИН-кода в тайне – это ваша ответственность и обязанность.
  • Если вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка. Для этого держите телефон банка в записной книжке или в списке контактов вашего мобильного телефона.
  • При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения и охраной: в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и т.д.
  • Совершая операции с пластиковой картой, следите, чтобы рядом не было посторонних людей. Если это невозможно, снимите деньги с карты позже либо воспользуйтесь другим банкоматом.
  • Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой.
  • Реквизиты и любая прочая информация о том, сколько средств вы сняли и какие цифры вводили в банкомат, могут быть использованы мошенниками.
  • Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования данного банкомата лучше воздержаться и сообщить о своих подозрениях по указанному на нём телефону.
  • В случае некорректной работы банкомата – если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается – откажитесь от его использования. Велика вероятность того, что он перепрограммирован злоумышленниками.
  • Никогда не прибегайте к помощи либо советам третьих лиц при проведении операций с банковской картой в банкоматах. Свяжитесь с вашим банком – он обязан предоставить консультационные услуги по работе с картой.

В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с вашей пластиковой картой должны происходить в вашем присутствии. В противном случае мошенники могут получить реквизиты вашей карты при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки.

Телефонное мошенничество

Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после массового распространения домашних телефонов.

В настоящее время, когда широко используются мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от десятилетнего ребёнка до восьмидесятилетнего пенсионера, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.

Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.

Основные схемы телефонного мошенничества

  • SMS-просьба о помощи. SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 100 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие. Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
  • Телефонный номер – грабитель. Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с вашей банковской картой и так далее. После того как вы перезваниваете, вас долго держат на линии. Когда это надоедает, вы отключаетесь - и оказывается, что с вашего счёта списаны крупные суммы. Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок. Настоятельно советуем не звонить по незнакомым номерам. Это единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников.
  • Телефонные вирусы. Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...».При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.

Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер ..., для подтверждения операции, отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства.

Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счёт они снимаются с телефона. Не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS - вполне возможно, что в этом случае с вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма.

Существует множество вариантов таких мошенничеств. Будьте бдительны!